Достаточно большое количество людей, которые заходят в веломагазин, задаются вопросом: “Это же как так велик может стоить 100, 150, 200 тысяч рублей (и даже больше), ведь это всего лишь ВЕЛОСИПЕД?!”
Попытаемся разобраться, что можно получить, купив дешевый и дорогой велосипед, да и вообще, в чем между ними разница и стоит ли переплачивать.
1. Типы велосипедов. Цели.
Для начала стоит определиться, а какой вообще тип велосипеда нужен и для каких целей он приобретается.
Существует много разновидностей типов велосипедов (шоссейные, городские, горные, экстремальные и т.д.) и наиболее популярные и универсальные из них это горные велосипеды. Они прекрасно подходят как для поездок по городу, так и по ухабистым загородным тропинкам.
Если ваша цель – это перемещение из точки А в точку Б, поездки по городу, парку, лесу, загородным дорогам и пересеченной местности, то ваш выбор горный велосипед соответствующего уровня.
2. А какой нужен уровень?
Условно уровни горных велосипедов можно разделить на следующие:
- Ультрабюджетный уровень (до 25 тыс. руб.*) – подойдет для неспешных прогулок по относительно ровным и сухим дорогам несколько раз в сезон.
- Начальный уровень (25-70 тыс. руб.*) – подойдет для более активных, частых и комфортных поездок по городским и загородным маршрутам.
- Любительский уровень (70-200 тыс.руб.*) – подойдет для активной комфортной езды в условиях города и занятий спортом (фитнесом) на пересеченной местности в любых погодных условиях.
- Предпрофессиональный уровень (200-500 тыс. руб.*) – подойдет для активного участия и побед в любительских кросс-кантри соревнованиях.
- Профессиональный уровень (500 тыс. и выше *) – отличный выбор для веломаньяков-спортсменов, участвующих и побеждающих во всех возможных любительских XC / DH / Эндуро гонках.
* ориентировочные цены, в некоторых случаях могут быть немного выше или ниже указанных, актуальны по состоянию на апрель 2023 г.
Предпрофессиональный и более высокий уровни это тема для отдельной статьи, поэтому далее мы рассмотрим ультрабюджетный, начальный и любительский сегменты, т.к. именно такие велосипеды пользуются максимальной популярностью и доступны по цене для абсолютного большинства людей.
3. Бренд.
Бренд это надежность и уверенность в том, что велосипед вас не подведет, в том, что все компоненты подобраны идеально. Среди иностранных велобрендов с мировым именем, которые доступны для покупки в РФ на текущий момент стоит отметить: Giant, Scott, Titan Racing, Polygon, Aspect и Welt. Лидерами отечественной велоиндустрии являются: Stels, Stinger, Format, Stark и Shulz.
Велосипеды перечисленных брендов имеют гарантию качества от производителя и множество положительных отзывов покупателей. Отличаются продуманной конструкцией для катания в любых условиях, использованием в производстве оборудования известных брендов Shimano, Prowheel, KMC, Suntour и др.
Приобретая же ультрабюджетный велосипед ноунейм с “Алика”, или какого-нибудь другого популярного маркетплейса, покупатель в 99% случаев приобретает бутафорию, имитацию устройства под названием велосипед. Такое устройство не прослужит долго, доставит массу неудобств своему владельцу постоянными скрипами и поломками, не обеспечит удовольствия от катания. Неудачная геометрия рамы такого "велосипеда" сделает невозможной правильную посадку, что станет настоящим мучением при длительных поездках (более часа) и может даже навредить здоровью.
4. Рама и оборудование дорогого и дешевого велосипеда.
Рама. У бюджетных велосипедов общий вес, как правило, составляет приблизительно 16-18 кг из-за стальной рамы, т.к. сталь это самый бюджетный вариант для их производства.
Велосипеды начального уровня имеют более легкую раму из алюминиевого сплава, которая практически не уступает по прочности стальной, но зато вес таких байков уже существенно ниже: 13,5-15,5 кг.
Среди любительского уровня применяются уже максимально качественные алюминиевые рамы изготовленные с применением самых продвинутых технологий, с внутренней прокладкой тросов и гидролиний. В верхнем ценовом диапазоне любительского сегмента уже доступны велосипеды с карбоновыми рамами. Вес горных велосипедов с карбоновыми рамами самый низкий: от 10,5 до 12,5 кг.
Передний амортизатор (вилка). В ультрабюджетном диапазоне горных велосипедов используются вилки пружинного типа из стали с ходом 40-80 мм, которые обладают большим весом, малой эффективностью и небольшим сроком эксплуатации.
Велосипеды начального уровня оснащаются более качественными и легкими пружинно-эластомерными или пружинно-масляными вилками с ходом 100-120 мм. Один из самых популярных брендов производителей велосипедных вилок начального уровня – Suntour. Такие вилки позволяют передвигаться по неровным дорогам с бо́льшим комфортом.
В любительском сегменте (особенно в верхней его части) производители оснащают свои модели уже более продвинутыми воздушными вилками таких производителей как RockShox и FOX с ходом 100-140мм. Такие амортизаторы обладают минимальным весом и позволяют настраивать воздушную пружину под любой вес велосипедиста и под разные трассы. Воздушная вилка обеспечивает более устойчивое сцепление переднего колеса с землей при прохождении неровностей.
Трансмиссия. Производители в большинстве случаев комплектуют ультрабюджетные горные велосипеды 18- или 21-скоростной трансмиссией на трещотке (на заднем колесе) и со стальной системой шатунов с 3-мя звездами спереди. Такие трансмиссии обладают низким ресурсом, т.к. производители используют для их изготовления металл не самого высокого качества. Так же такие трансмиссии крайне плохо подходят людям с большим весом (95-120 кг) в связи с тем, что ось втулки колеса с трещоткой попросту деформируется под нагрузкой с таким весом владельца. Переключатели на таких велосипедах так же установлены предельно бюджетные от китайских брендов Microshift или L-Twoo.
Велосипеды начального уровня в среднем и высоком ценовом диапазоне оснащаются уже более качественными решениями на основе компонентов Shimano серий Turney, Altus и Acera, а на заднем колесе таких моделей установлены уже не трещотки, а более надежные кассеты. Верным признаком таких решений будет наличие 8-9 скоростного переключателя сзади и алюминиевых шатунов с 1, 2 или 3-мя звездами спереди. Такие трансмиссии обладают меньшим весом, более высоким ресурсом работы и обеспечивают более четкое переключение передач.
В любительском сегменте преобладают 10-, 11- и 12-скоростные трансмиссии от брендов Shimano или Sram с большой кассетой сзади (с количеством зубцов на самой большой звезде от 42 до 51) и одной ведущей звездой спереди. Такие трансмиссии эффективнее в использовании, обладают малым весом и высоким эксплуатационным ресурсом.
Тормоза. Велосипеды ультрабюджетного уровня оснащаются ободными (V-brake) или ноунейм механическими дисковыми тормозами. Их эффективность, зачастую, оставляет желать лучшего, требуются регулярные настройки и обслуживание т.к. дешевые тормозные колодки стираются очень быстро. Торможение на плохо настроенных тормозах таких велосипедов может быть опасным для жизни и здоровья владельца, особенно на влажных дорогах.
В начальном уровне велосипеды оснащаются уже существенно более надежными механическими или гидравлическими тормозами таких производителей как Tektro, Shimano, Sram. Решения от этих производителей обеспечивают быстрое безопасное торможение велосипеда в любых погодных условиях.
Велосипеды любительского уровня производители оснащают дисковыми гидравлическими тормозами высокого класса от производителей Shimano (серии Deore или выше) и Sram. Такие тормоза гарантируют максимально эффективное торможение при минимальных усилиях нажатия ручек в любых погодных условиях, обладают высоким эксплуатационным ресурсом, не требуют регулярного технического обслуживания.
Колеса. Втулки. Крайне важный момент, который, зачастую, необоснованно игнорируют покупатели. А зря. В ультрабюджетном велосипеде, как правило, производители устанавливают ноунейм стальные конусные втулки на насыпных подшипниках. Учитывая их посредственную пыле-влагозащиту, ситуация сильно осложняется для владельца такого байка как только велосипед начинает эксплуатироваться на влажных, грязных дорогах. Такие втулки стремительно приходят в негодность, начинают люфтить, издавать щелчки и скрипы, не дают колесам вращаться свободно. Соответственно велосипеды с такими втулками лучше не использовать в экстремальных погодных условиях. Также для таких втулок практически обязательно нужно проводить ТО хотя бы раз в год.
В начальном сегменте велосипедов ситуация с колесными втулками существенно лучше, т.к. производители уже могут позволить устанавливать на свои модели более качественные алюминиевые втулки на насыпных подшипниках, а в верхнем ценовом диапазоне и вовсе ставят втулки на промышленных подшипниках, которые практически не нуждаются ни в каком обслуживании существенно более длительный период времени и могут использоваться во влажных погодных условиях.
Велосипеды любительского уровня практически всегда оснащаются высококачественными ободами и втулками на промышленных подшипниках. Такие колеса без проблем выдерживают экстремальные динамические нагрузки, тяжелые погодные условия, не боятся песка, луж и грязи. Служат такие колеса очень долго, обладая отличным накатом весь период эксплуатации и совершенно не нуждаются в регулярном обслуживании.
5. Заключение.
Конечно это не полный список различий дорогого и дешевого велосипеда. Здесь мы перечислили лишь самые основные моменты, те, на которые нужно заострить свое внимание в первую очередь при покупке велосипеда.
Самое важное!
При этом нужно будет оплатить и стоимость запчасти, и стоимость работы мастера. А это в конечном итоге обойдется дороже, чем покупка более дорогого велосипеда.
Кстати! При покупке любого велосипеда в «Велограде» мы соберем и отрегулируем его бесплатно, а при покупке в интернет-магазине велосипеда стоимостью от 10 000 рублей, то мы и доставим вам его бесплатно.
На этом все! Воспользуйтесь рекомендациями из этой статьи и порадуйте себя, либо своих близких отличным велосипедом, который будет дарить положительные эмоции многие годы!